Пресса о Рэйс: Россия свяжется с Калининградом в обход НАТО.

Читайте свежий номер КоммерсантЪ:


В пятницу глава Мининформсвязи РФ Леонид Рейман рассказал о планах строительства телекоммуникационной сети, связывающей Калининградскую область с Россией в обход Балтии,- бюджет проекта оценивается в 2,5 млрд руб. Планируется, что сеть будет прокладываться по дну Балтийского моря вместе с Северо-Европейским газопроводом (СЕГ), к строительству которого приступает РАО "Газпром". Аналитики рассматривают проект прежде всего с политической точки зрения: сегодня все наземные каналы связи России с калининградским анклавом проходят по территории стран НАТО.

О планах создания оптико-волоконной линии, которая свяжет Калининградскую область с остальной Россией в обход стран Балтии, Леонид Рейман рассказал в пятницу в Калининграде. "Есть достаточно современная оптико-волоконная линия, по которой эксплуатируется более 5 тыс. каналов связи, - пояснил министр. - Но она проходит через территории нескольких иностранных государств... Целесообразно иметь вторую линию, которая бы напрямую связала Калининград и 'большую Россию'".
Также глава Мининформсвязи заявил, что строительство новой сети может быть увязано с созданием Северо-Европейского газопровода (трубопроводная система, которую будут строить "Газпром" и его западноевропейские партнеры, позволит транспортировать природный газ из Западной Сибири под дну Балтийского моря в Германию и, возможно, Великобританию). Оценочная стоимость строительства линии связи составляет около 2,5 млрд руб.

В Мининформсвязи пока не называют сроков начала строительства линии связи и ее характеристики. По оценкам участников рынка, протяженность оптико-волоконной линии, которая пройдет в нейтральных водах Балтийского моря, может составить 1,2-1,3 тыс. км. По мнению главы компании Race Communications Леонида Лопатина, при условии сотрудничества с "Газпромом", строительство каждого километра кабельной линии может стоить связистам $10-100 тыс. в зависимости от условий, в которых будут проходить работы. Эксперты в области сетевого строительства говорят, что совместное строительство линии связи и газопровода позволит уменьшить расходы связистов почти на 50%. "Экономии можно достичь на совмещенном проведении геодезических и других изыскательских работ, эксплуатации оборудования для прокладки подводной инфраструктуры", - говорит заместитель директора по маркетингу компании Nvision Groupe Сергей Головин.

Участники рынка предполагают, что строительство системы связи может начаться одновременно со строительством газопровода, то есть в конце 2005 - начале 2006 года. По сведениям Ъ, схема строительства сети может быть такой. Сеть построят совместно "Газпром" с одним из российских операторов дальней связи. Сеть будет находиться на балансе "Газпрома", а оператор в качестве платы за участие в строительстве получит в оптико-волоконном кабеле часть каналов. В "Ростелекоме" и "Транстелекоме" вчера не комментировали планов строительства линии связи. В "Газпроме" Ъ подтвердили, что будут эксплуатировать сеть самостоятельно, а свободные мощности сдавать операторам связи. Подобную схему эксперты считают логичной: по их мнению, объединение усилий "Газпрома" и операторов связи позволит избежать создания дорогостоящей и избыточной для отдельно взятой компании инфраструктуры связи. Такую сеть, к примеру, создали в конце 1990-х Министерство путей сообщения и ЗАО "Компания 'Транстелеком'". Вдоль железных дорог России была проложена сеть оптико-волоконной связи (представители "Транстелекома" тогда заявляли, что бюджет строительства составил $1 млрд). "Транстелекому" тогда не удалось выйти на рынок телефонной связи. Однако в этом году Мининформсвязи выдало компании лицензию на оказание услуг междугородной и международной связи. Имея прямой выход в Калининград, компания сможет занять существенные позиции на рынке переговоров между европейскими странами - из Калининградской области канал связи можно будет продлить в Западную Европу. А по собственному каналу связи, проходящему по дну Балтийского моря, оператор сможет напрямую направлять европейский трафик в Россию, не пропуская его через транзитные сети Латвии и Литвы (транзит одной минуты разговора в среднем обходился бы ему в $0,05-0,06).

"Этот проект стоит рассматривать в двух ракурсах. С одной стороны, государство стремится соблюсти интересы своих потребителей - силовых структур и органов власти. Они заинтересованы в том, чтобы российские сети фиксированной связи не проходили по территории иностранных государств, - говорит аналитик J'Son & Partners Борис Овчинников. - Но вот коммерческая составляющая проекта неочевидна. Калининград - достаточно небольшой регион, телекоммуникационных мощностей там много. Поэтому с точки зрения коммерческих операторов строить туда дополнительный канал связи нецелесообразно".

Валерий Кодачигов

КоммерсантЪ

Следующая новость
Пресса о Рэйс: "Локатор" МТС просканирует малый и средний бизнес.