Пресса о Рэйс: Спутник-хранитель.
ПОЯВЛЕНИЕ НЕДОРОГОГО РОССИЙСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ СПУТНИКОВОГО СЛЕЖЕНИЯ ЗА АВТОТРАНСПОРТОМ ДАСТ ЗАМЕТНЫЙ ТОЛЧОК РАЗВИТИЮ ДАННОГО РЫНКА
На завершающейся сегодня выставке "Связь-Экспокомм- 2003" в московском "Экспоцентре" впервые представлены устройства для слежения за подвижным объектом и телематическое оборудование российского производства. Аналогичные импортные системы стоят дорого - больше $1 тыс. для одного автомобиля, и потому рынок автослежения в России пока развит слабо. Но с появлением отечественной, гораздо более доступной по цене аппаратуры, ситуация обещает измениться. Ждут этого не только автовладельцы, но и страховые компании - такие системы заметно снижают риск угона и стоимость страхового полиса.
Корпоративная слежка
Еще на прошлогодней "Связь-Экспокомм" компании Race Communications, ПРИН и оператор мобильной связи "МегаФон" продемонстрировали совместный проект WebLocator - систему мониторинга автотранспорта и поиска угнанных машин. Работает она так: по электронной карте Москвы, размещенной на сайте Race Communications, ползает метка, изображающая машину. Устройство, инсталлированное в автомобиль, который кружил вокруг "Экспоцентра", оборудовано спутниковым GРS-навигатором, определявшим его координаты с точностью до 100м. Потом координаты в виде SМS-сообщений передаются через специальный модуль, оснащенный SIМ-картой "Мегафона", в центр обработки данных, а далее - на специальный сервер в Интернете. Набрав пароль, посетитель сайта может увидеть на нем все перемещения авто.
Впрочем, GPS/GSМ-системы могут не только следить за перемещениями автомобиля, они сами, без помощи человека, могут им управлять (эта функция называется flееt-контроль). Например, она выключит двигатель, если машина отклонится от заданного на карте маршрута. Эта опция актуальна как для противоугонных систем, так и для диспетчерских центров компаний-перевозчиков, она исключает возможность левых рейсов служебных машин и другого нецелевого использования транспорта. Именно поэтому новые услуги, о вводе которых в коммерческую эксплуатацию в конце 2002 - начале 2003 года объявили все три крупнейшие российские компании мобильной связи - "Мобильные телесистемы", "Вымпелком" и "МегаФон", интересуют в первую очередь корпоративных клиентов.
Судить о масштабах корпоративного рынка даже в Москве сложно: банки, охранные агентства, крупные грузоперевозчики совсем не стремятся афишировать, кто и как оснащает их транспорт навигационно-телематическими системами. Однако масштабы анонсированных проектов впечатляют. Речь идет в первую очередь о "Системе навигации и телематики для городского управления и населения" (СНТ), которая в рамках программы "Электронная Москва" сейчас создается компанией МТС П - дочерней структурой АФК "Система" и правительства Москвы. В проект, который планируется осуществить до конца 2004 года, должно быть инвестировано около $40 млн. На эти деньги общественный транспорт в Москве, машины "скорой помощи", милиции, пожарных и других спецслужб будут оснащены устройствами навигации - с их помощью они будут выбирать оптимальные маршруты движения по столице и объезжать пробки.
Элитная охрана
В отличие от корпоративного, объем рынка систем мобильного позиционирования и навигации для автолюбителей пока что крайне невелик. Самый успешный проект по мобильной навигации и телематике для частных пользователей - спутниковая охранная система для автомобилей "Цезарь Сателлит" компании "Аларм сервис" набрала около 3 тыс. подписчиков. Проект стартовал еще в 2001 году, однако, по словам РR-менеджера компании Дениса Шевченко, активные продажи начались только мае-апреле прошлого года. Это самая дорогая из представленных на российском рынке охранных систем: абонентская плата $40-70 в месяц, включая услуги сотового оператора, при стоимости мобильного устройства $1, 5-3 тыс. Однако в "Аларм сервисе" считают, что их система обладает целым ряд преимуществ перед продукцией конкурентов. "В отличие от других компаний мы используем для связи не SМS-сообщения, а прямой канал передачи данных, - говорит Денис Шевченко, - этим и объясняется высокая стоимость услуг. Но зато наша система максимально дружественна по отношению к пользователю. Например, в случае захвата водителя в заложники мы не блокируем двигатель - это может быть просто убийственно. В такой ситуации система может включить установленный в салоне микрофон, а наш оператор, разобравшись в обстановке, передаст информацию наряду ДПС (садясь в машину, владелец должен совершить процедуру авторизации - если этого не происходит, на диспетчерский пульт поступает сигнал о захвате.- „Ъ"). Прямой канал связи позволяет отслеживать машину в режиме реального времени - на карте местности машина не будет „прыгать", и наши операторы всегда знают о ее точном местонахождении".
По оценкам специалистов из компании Nexo, московский рынок оборудования для индивидуальных пользователей составляет порядка $1-1, 5 млн в год. Еще примерно в $6 млн в год оценивается объем от предоставления услуг. "Сейчас в Москве таким сервисом пользуется около 10 тыс. автолюбителей, - говорит коммерческий директор Nexo Дмитрий Четвериков.- Подавляющее большинство - владельцы дорогих иномарок стоимостью не менее $20 тыс. Оснастить такой системой более дешевые машины их владельцам в большинстве случаев просто не по карману". Господин Четвериков, как и другие участники рынка, полагает, что главная причина достаточно медленного продвижения систем мобильного позиционирования и навигации в высокой стоимости оборудования -от $1 тыс. до $3 тыс. (плюс стоимость установки - еще около $200). Поэтому планы Nexo на этот и следующий год весьма скромны: "До конца этого года мы рассчитываем продать около 1, 5 тыс. автомобильных охранных систем на базе технологии GPS/GSM, в следующем - еще около 3 тыс.".
Надежды на то, что сервис GPS/GSM станет более доступным и более массовым, участники рынка связывают со снижением цен на оборудование и появлением на рынке абонентской аппаратуры российского производства. Ее первые образцы представляет на нынешней выставке "Связь-Экспокомм" пермский завод "Морион". Они созданы в рамках совместного проекта с компанией Motorola и датской фирмой RTX. Мощности "Мориона" позволяют производить до 1 млн GPS/GРRS-терминалов в год. Цена терминалов, массовое производство которых должно начаться в сентябре, пока не разглашается, однако участники проекта говорят, что они будут принадлежать "к низшему ценовому сегменту" - менее $400. Впрочем, отдельные специалисты сомневаются, что такая розничная цена достаточно низка для того, чтобы терминалы "Морион" пользовались спросом на массовом рынке. "$400 - это на самом деле потолок для нижнего ценового сегмента, - считает Михаил Ханжинский из Race Communications.- Стоимость терминала для массового рынка должна быть значительно меньше, где-то $200-250".
В отдаленной перспективе компании рассчитывают на сотни тысяч абонентов. По прогнозам некоторых участников рынка, сейчас только в Москве насчитывается до 500 тыс. потенциальных пользователей сервисов мобильного позиционирования и навигации. "Мы вышли на рынок, чтобы оказывать услуги в массовом порядке, - говорит Дмитрий Четвериков, - и надеемся, когда цены на терминалы снизятся до приемлемого уровня, число пользователей в Москве вырастет как минимум в десять раз. Соответственно, объем рынка устройств позиционирования и телематики вырастет до $10-15 млн".
"По нашим прогнозам, - говорит аналитик из ACM-Consulting Антон Погребинский, - к 2007-2008 году только в Москве и только за счет оказания наиболее востребованных услуг - навигации, охраны, контроля за подвижными объектами - сотовые компании будут получать доход, превышающий $20 млн в год".
Сотовая страховка
Несмотря на то что системы мобильного позиционирования и телематики пока что не пользуются ажиотажным спросом, участники рынка в один голос повторяют: завоевание массового рынка рано или поздно станет реальностью. Они надеются не только на то, что абонентские терминалы подешевеют, но и на помощь извне - со стороны компаний, занимающихся страхованием автотранспорта. Страховщики, в свою очередь, активно интересуются сотово-спутниковыми охранными системами с момента их появления. Более того, за подключение автомобиля к одной из этих систем они дают значительные скидки при страховании машины от угона. Как заявил „Ъ" замгендиректора компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов, при наличии подключения к системе слежения страховой полис от угона обходится автовладельцу дешевле на 60%. Однако часто страховщики с осторожностью относятся к инновациям. Например, в компании "Ренессанс Страхование" также считают сотово-спутниковые охранные системы перспективными: "Рынок поисково-охранных комплексов растет, - говорит начальник управления страхования автотранспортных средств „Ренессанс Страхования" Андрей Иванов, - и мы внимательно следим за его развитием".
Однако компания предоставляет более низкие скидки своим клиентам, которые устанавливают эти системы на наиболее рисковые с точки зрения угона автомобили -до 15%. Господин Иванов объясняет это тем, что ни один из ныне существующих комплексов не гарантирует на 100% защиту автомобиля от угона или его возврат в случае угона.
ТАТЬЯНА ГРИШИНА, ВАЛЕРИЙ КОДАЧИГОВ Коммерсантъ (Москва) 16.05.2003, №083, стр. 20