Пресса о Рэйс: Через несколько лет мы сможем диктовать операторам свои условия.

Читайте свежий номер КоммерсантЪ:


Интервью; Леонид Лопатин управляющий директор компании Race Communications

- Компания Race Communications известна в первую очередь как системный интегратор. Почему вы решили заняться непрофильным для вас бизнесом, связанным с навигацией и телематикой?

- Именно по причине непрофильности такого бизнеса для системных интеграторов мы в него и пришли: новый рынок всегда относительно свободен от конкуренции. В середине 90-х продажа оборудования и строительство сетей приносили системным интеграторам заметную прибыль. Теперь этот рынок перенасыщен, доходы от традиционной деятельности снижаются, прибыль от реализации даже крупных и сложных проектов не превышает 10-15%, что с учетом сроков реализации самих проектов соответствует годовому уровню доходности 25-35%.А компенсировать количеством проектов тоже не удается. Соответственно, приходится искать новые ниши, еще не "истоптанные" другими компаниями.

- До сих пор операторы мобильной связи весьма успешно развивали свой бизнес сами, без помощи системных интеграторов. Если сотовики, используя свои огромные ресурсы, всерьез возьмутся за развитие телематических услуг, смогут ли конкурировать с ними более мелкие IТ-компании?

- Если серьезно возьмутся, то не смогут - это бой в неравных весовых категориях. Но здесь уместно было бы задать другой вопрос: а заинтересованы ли в такой конкуренции сами операторы? Партнерство может нести больше, чем соперничество. Ведь рынок, о котором мы говорим, функционирует совсем иначе, чем традиционный рынок мобильной связи. Не забывайте, речь идет о продаже не готовых продуктов, а решений. Основные потребители навигационно-телематических услуг - корпоративные клиенты. Технология для всех одна, а области ее применения различны. Понятно, что банковские структуры и, к примеру, компании-перевозчики предъявляют к таким системам отличные друг от друга требования. Соответственно, и решения для них надо разрабатывать разные. А операторы мобильной связи с этим, как правило, не сталкиваются. Они сами пользуются готовыми технологическими решениями и предлагают абонентам массовый унифицированный продукт. Зато системные интеграторы занимаются решением подобных задач постоянно. В багаже системного интегратора есть база крупных корпоративных клиентов, выйти на которых мечта любого оператора связи. В итоге каждая сторона получает свои выгоды.

- Как, на ваш взгляд, в будущем будет строиться структура продаж услуг телематики и навигации конечному пользователю? Кто будет ею заниматься - оператор мобильной связи или системный интегратор?

- Продажи должны быть массовыми. Именно поэтому мы идем к "коробочному" телематическому продукту, продаваемому дилерскими сетями. Но для создания такого продукта на рынок должен выйти принципиально новый для России, да и для других стран тип компаний - телематические операторы. Грубо говоря, он берет от системного интегратора некие решения, оборудование и программы, от оператора - канал связи и клиентов, а затем выводит на рынок уже готовую услугу под своим брэндом. Прообраз телематического оператора уже есть - это всевозможные справочные, доступные абонентам сетей. Но уровень их развития - как организационный, так и технический - зачаточный. Отсутствие системного подхода и единого технологического ядра тормозит развитие подобных служб, и их. нынешний вклад в доход оператора не превышает 10%. Я думаю, с нашим приходом ситуация скоро начнет меняться.

- Какое место прибыль от оказания новых услуг займет, на ваш взгляд, в структуре доходов операторов и их партнеров? - Сейчас об этом сложно судить, во всяком случае, если говорить о массовом рынке. Пока тарифы на телематику такие же, как на обычные услуги SMS и GPRS, говорить о каких-то сверхдоходах преждевременно. Специальные же тарифы на новые услуги пока только разрабатываются операторами. Мой прогноз: в течение ближайших лет доход от телематических и информационных услуг превысит порог в 25%.

- Почти во всех системах мобильного позиционирования используется технология спутниковой навигации GPS, до сих подлежащая в России строгой процедуре "загрубления" показаний, сертификации и лицензирования. Как сильно "нелегитимность" GPS тормозит развитие рынка новых услуг?

- Такая проблема есть: в России до сих пор действуют ограничения на использование GPS, которые уже давно сняты во всем остальном мире. Соответственно, это вынуждает пользователей (как частных, так и компании) получать специальные разрешения. В отличие от мобильного телефона, человек не может прийти в магазин, купить GРS-приемник или систему на его основе, поставить в свой автомобиль и начать пользоваться в тот же день. Получение разрешения - это вопрос как минимум двух недель. Естественно, существуют агенты, которые помогают решать вопрос с разрешениями за дополнительную плату. Это как минимум некомфортно, в Европе и во всем мире так не делается. Пока выдача разрешений на GPS не будет отменена в законодательном порядке, рынок навигационно-телематических услуг не будет функционировать в полную силу.

Что касается допустимой точности определения координат на местности до 30 метров, то это "загрубление" не является проблемой ни для нас, ни для клиентов. 15 метров назад, 15 метров вперед - для большегрузного грузовика на трассе это не имеет значения. А в городах мы совместно с "Мегафоном" будем осуществлять проект по сотовой навигации с помощью базовых станций. Тут уже не возникает проблем с сертификацией GPS - навигационным терминалом является сам мобильный телефон. Точность работ таких систем весьма высока, погрешность в расчете координат - не более 50 метров. При этом услуга не нарушает никаких прав пользователей. Чтобы воспользоваться сервисом, надо закачать в телефон специальный софт. Делать это или нет - решать. естественно, самим абонентам.

Записал ВАЛЕРИЙ КОДАЧИГОВ Коммерсантъ (Москва), 16.05.2003, № 083, стр.20

Следующая новость
Пресса о Рэйс: Спутник-хранитель.